1975. 12 (или 19) августа
Семья Тарковского наблюдает НЛО

На съемках фильм «Сталкер». Архив Госфильмофонда РФ.

«Я все как-то не выбрал минуты записать одно событие, которое произошло здесь в один из вторников августа, 12 или 19 — не помню, — пишет Тарковский в «Мартирологе» 16 сентября 1975 года. — В 8:15 вечера [жена] Лариса с [сыном] Тяпой вышли к машине проводить Николаева (прокурора района) и главного следователя, которые приезжали с друзьями на пикник к нам на речку. Они стояли и разговаривали у машины, когда кто-то заметил на небе странное, необычное свечение. (Да, еще был вместе с ними Владимир Александрович Лопаткин, рабочий-строитель из Шилова.) На них, наблюдающих, надвигалось сияние, похожее на шляпку гриба и ограниченное по дуге более ярким свечением, подобным лунному.

Это сияние как бы заполнило все вокруг наблюдавших, приблизилось вплотную и рассеялось. Было уже совсем темно, небо было звездное. Кто-то высказал (кажется, прокурор) мысль об атомной войне и о том, что лучше умереть дома, чем в дороге. Они тут же сели в машину втроем и уехали. Ничего подобного ни до, ни после случившегося не наблюдалось. Тяпа очень испугался и несколько дней говорил только об этом, пытаясь выяснить у взрослых причину этого явления. Но никто, конечно, объяснить этого не мог. Все это происходило в течение нескольких минут, то есть далеко не мгновенно. Все это я записываю со слов Ларисы, Тяпы и Владимира Александровича Лопаткина»1.

Трудно сказать, действительно ли семейство Тарковского наблюдало НЛО в небе над Мясным: сыну Тарковского Андрею в то время было пять лет, а остальные свидетели уже не могут ни подтвердить, ни опровергнуть достоверность рассказа. Как считает биограф режиссера Виктор Филимонов, Тарковский в те годы «продолжает отмечать и накапливать, иногда, может быть, присочиняя по своей склонности, события с привкусом мистики, свидетельства о существовании запредельного»2.

Пожалуй, самый известный эпизод из этого ряда — некий спиритический сеанс, в котором якобы принимал участие Тарковский. В 1973 году он записал в «Мартирологе» свой разговор на этом сеансе с духом поэта Бориса Пастернака о дальнейших перспективах режиссерской карьеры (впоследствии Тарковский не раз вспоминал эту историю в дневнике и даже пытался перепроверить пророчество с помощью других предсказателей):

«— Сколько я фильмов еще сделаю? <…>

— Четыре <…>

— Так мало? <…>

— Зато хороших»3.

Борис Пастернак на своем участке в поселке Переделкино.

Так или иначе, эпизод с НЛО стал одним из множества примеров интереса Тарковского к мистическим и необъяснимым явлениям (в том числе его увлечения дзэном, йогой и вегетарианством, знакомства с произведениями немецкого антропософа Рудольфа Штайнера и т.п.), который проявился в характере режиссера накануне съемок «Сталкера» и даже раньше. Инфаркт, произошедший у режиссера 8 апреля 1978 года, лишь усилил эту тенденцию.

Биограф режиссера Евгений Цымбал, его ассистент на съемках фильма «Сталкер», отмечает, что к Тарковскому постоянно привязывались странные эксцентричные люди, в том числе теософы и йоги, «специалисты по спиритизму и столоверчению, психотроники, биоэнергетики, телекинетики, ясновидящие, экстрасенсы, специалисты по снятию сглаза и выведению психических ядов из организма, целители, толкователи сновидений и предсказатели будущего» и т.д.4 О встречах и беседах с подобными людьми Тарковский часто пишет на страницах «Мартиролога» в последнее десятилетие своей жизни:

«Вчера был у Варвары <…>. — записывает режиссер в дневнике 6 и 7 февраля 1976 года. — Она скорее коллекционер пси-явлений, чем ясновидящая или целительница. Хотя энергия ее ощущается. Потом неизвестно, услугами каких духов она пользуется. Она и сама этого не знает <…> Она делает большое дело — старается помочь узакониванию парапсихологии как науки»5.

«Был у Джуны пятый раз, — пишет Тарковский 12 сентября 1981 года. — Она вывела из обморока одного человека за одну минуту. Она, конечно, феномен. Я дома проделал то же (с Андрюшкой), что и она со мной, и Тяпа почувствовал и усталость, и тяжесть в ногах, и головную боль, которую мне удалось снять. Я ужасно удивился и позвонил Джуне. Она сказала, что в идеале все должны лечить друг друга дома таким же образом. Но продолжать мне не следует до тех пор, пока она не научит меня правильной методике»6.

Андрей Тарковский на съемках «Соляриса».

Это продолжилось и после эмиграции Тарковского за рубеж, где место советской Джуны (Евгении Давиташвили, позиционировавшей себя как целитель и астролог) заняла итальянка Анжела Флорис. Разницу между ними сам Тарковский в беседе с режиссером Норманом Моццато объяснял так: «Джуна лечит тело, Анжела — душу». С ней он часто советовался перед принятием каких-то важных решений: например, стоит ли откладывать отправку очередного письма очередному генеральному секретарю ЦК КПСС Константину Черненко.

Как считает Евгений Цымбал, некоторые из этих людей, среди которых встречались как просто психически больные, так и явные шарлатаны, стремились использовать Тарковского для саморекламы: «Увидевшись с ним один раз, они потом утверждали, что он является их другом, пользуется их услугами, находится под их влиянием, черпает энергию и гениальность»7. Особенно Тарковский был увлечен неким Эдуардом Наумовым — московским врачом, который в 1960-х годах заинтересовался проблемами парапсихологии, в том числе телекинезом, телепатией и ясновидением. При знакомстве он представлялся членом-корреспондентом Международной академии психотроники и регулярно проводил тематические лекции, на которых показывались любительские фильмы об этих явлениях. На одном из таких сеансов вместе с Тарковским и другими членами съемочной группы «Сталкера» побывал и Цымбал:

«Наибольшее впечатление произвел фильм о шотландском матросе, который после десяти или двенадцати кружек пива, обливаясь потом, громко крякал и хэкал, ударяя кулаком по столу. К голове у него был привязан фотоаппарат, объективом ко лбу. В результате кряканий и хэканий, а может, под воздействием пивного духа, этот моряк якобы генерировал какие-то смутные образы, хотя больше это походило на просто засвеченную фотопленку. Помню, как, выходя из просмотрового зала, Рерберг сказал: “Все это дохлые дела. От лукавого они”. Тарковский с ним не согласился.

Был там и фильм об известной в ту пору даме-телекинетике Нинели Кулагиной. На столе под ее пристальным взглядом двигались различные мелкие предметы: зажигалка, ложка, коробка спичек. Тарковский, по утверждению звукорежиссера Владимира Ивановича Шаруна, посмотрев этот фильм, якобы произнес: “Ну что ж, финал у «Сталкера» есть!”»8.

Так оно впоследствии и произошло. Цымбал вспоминает, что изначально отсутствовавший в сценарии финальный эпизод «Сталкера», где Мартышка двигала взглядом предметы, снимали без репетиций и без свидетелей: перед съемкой режиссер потребовал, чтобы из павильона удалили всех, кто не имел непосредственное отношение к съемкам сцены.

«Стакан, который должен был перемещаться в пространстве под полубезумным взглядом дочери Сталкера, мы обвязали серой “невидимой” ниткой и тянули за нее по столу. Я пытался руководить этим захватывающим процессом, но Тарковский прогнал меня, отправив записывать лай собаки, и тянул стакан самолично»9, — вспоминал звукорежиссер Владимир Шарун. Но Евгений Цымбал запомнил все иначе: «Никаких “мы” там не было — этим занимался я один. Я держал в секрете технологию движения стаканов»10.

На съемках фильм «Сталкер». Архив Госфильмофонда РФ.

«Тарковский не тянул стакан самолично, а, стоя впереди и слева от камеры, молча указывал, какой из стаканов двигать, — продолжает Цымбал. — Я стоял на коленях под объективом кинокамеры перед столом, за которым сидела Мартышка. На моих растопыренных пальцах были петельки капроновых нитей, прикрепленных к донышкам посуды. Я двигал руками в соответствии с указаниями Тарковского и его взглядом. Все шло хорошо — стаканы и банки двигались как живые. Мы не договаривались, что один из стаканов упадет со стола, эта идея пришла Андрею Арсеньевичу во время съемки. Он показал мне пальцем вниз, и я осуществил очередную режиссерскую импровизацию. Тарковский был очень доволен и после съемки повторил: “Никому не рассказывайте, как мы это делали” <…> Это был последний съемочный день, последний эпизод и последний кадр фильма»11.