Во время работы над «Солярисом» Тарковский 21 сентября 1970 года оставил в «Мартирологе» запись: «Нашли художницу по костюмам вместо выгнанной И. Беляковой (ну и бездарь) — Н. Фомина. Имея эскизы Миши [Ромадина], она, я думаю, справится»1. С этого момента начнется постоянное сотрудничество режиссера с художницей по костюмам Нэлли Фоминой: вместе они сделают «Солярис», «Зеркало» и «Сталкер».
Как вспоминала сама Фомина, ее знакомство с Тарковским произошло еще в 1969 году, когда она вместе с его будущей женой Ларисой принимала участие в создании киноверсии балета Большого театра «Балерина» с Майей Плисецкой. Фомина работала на той постановке ассистентом художника по костюмам, Лариса Павловна — ассистентом по актерам. «Неожиданно она пригласила меня к себе домой в Орлово-Давыдовский переулок, — рассказывала Фомина. — Там я и познакомилась с Андреем Арсеньевичем. <…> В то время я даже не предполагала, что буду создавать костюмы к фильмам самого Тарковского»2.
![](http://tarkovskiy.gosfilmofond.ru/wp-content/uploads/2022/08/gczmk-kp-6160.-i-4413.-fomina-n.e.-eskiz-kostyuma.-kris-na-zemle_1-583x1024.jpg)
Дружба с Ларисой Тарковской, которая часто вмешивалась в работу своего мужа, вероятно, стала одним из важных факторов приглашения Фоминой к работе над «Солярисом», однако, конечно, не решающим с таким сложным человеком, как Тарковский. «Человек творческий и практичный, умеющий умелыми руками и минимальными средствами достигать нужных результатов, Фомина прекрасно знала требования режиссера», — отмечает его биограф и соратник Евгений Цымбал3. А требовал Тарковский немало.
«Костюм — очень важная часть общего художественного решения фильма, — подчеркивал он в своих лекциях по режиссуре. — Тут важно очень тонкое ощущение фактуры. Я бы сказал: рубашка актера должна быть из того же материала, что и лицо актера. Ну, вы понимаете, о чем я говорю, употребляя такую метафору. Я говорю об отношении. Вспомните в живописи, например, полотна «голландцев», так каждый сантиметр полотна выполнен с одинаково удивительным отношением. Здесь всё должно быть продуктом продуманности в высшей степени, отбора. Здесь нужна высочайшая требовательность, даже к пуговице. У Вермеера рваный рукав — нетленная ценность, одухотворенный мир. Свежесшитый костюм на актере — это всегда катастрофа. Костюм так же, как и любая вещь в кадре, должен иметь свою биографию, связанную с конкретным человеком, актером. Это всегда видно, потому что это такая же часть реальности, изменяемой во времени, как и все остальное.
То же можно сказать и о прическах. Можно создать, например, в стиле ретро точные прически и костюмы, а в результате получится журнал мод того времени, он будет стилистически безупречен, но мертв, как раскрашенная картинка. Все дело в том, что нужно линии определенного стиля приложить к живым людям, помножить их на характеры и биографии, тогда возникает ощущение живой реальности»4.
![](http://tarkovskiy.gosfilmofond.ru/wp-content/uploads/2022/08/gczmk-kp-4931-1.-i-2966.-fomina-n.e.-eskiz-kostyuma.-otecz_1-571x1024.jpg)
![](http://tarkovskiy.gosfilmofond.ru/wp-content/uploads/2022/08/gczmk-kp-4931-3.-i-2968.-fomina-n.e.-eskiz-kostyuma.-otecz_1.jpg)
Эти соображения, очевидно, и стали основной причиной увольнения предшественницы Фоминой. Поначалу Тарковский хотел, чтобы в «Солярисе» использовались «фантастические» костюмы, поскольку действие фильма происходит в будущем. Но посмотрев на варианты, разработанные И. Беляковой на основе «перспективных моделей» художников из Дома моделей («моду будущего»), режиссер, как это часто с ним бывало, передумал. В воспоминаниях Фоминой сохранилось описание деталей одного из этих первых вариантов костюмов: «В обувной мастерской “Мосфильма” изготовили ботинки для главного героя фильма, Криса Кельвина, на немыслимой подошве-платформе с бульдожьими носами. Эти ботинки привели Андрея Арсеньевича в ужас»5. 7 сентября 1970 года он оставил запись в дневниках, отражающую степень его отчаяния: «Скорее бы кончить “Солярис”, а он еще не начат. Еще целый год! Мучительный год… Работать не с кем. Директора — выгнал. Художницу по костюмам тоже. А кто будет вместо них? На студии — шаром покати»6.
«Совершенно неожиданным для меня стало предложение срочно заменить художника по костюмам на фильме “Солярис”, — вспоминала Фомина. — При запуске картины со мной не было никаких разговоров о совместной работе, я спокойно работала на другом фильме. Позвонили из группы, попросили срочно прийти на встречу с режиссером. Тарковский сказал: “Все, что было сделано, сдай на склад и начинай заново”. Он подбадривал меня, говорил: “У тебя все получится”. Не знаю, почему он решил доверить мне работу художника по костюмам, ведь я в то время числилась в отделе кадров только исполняющим обязанности»7.
Фомина пришла на картину всего за месяц до начала съемок и столкнулась не только с дефицитом времени, но и бюджета: «Закупленные прежде костюмы отправились на склад “Мосфильма”, поскольку режиссер их не принял для съемок. Денег на тот момент уже потратили много, на новые костюмы смету не увеличили. Мы оказались ограничены и во времени, и в средствах. Тарковский сразу сказал мне, что никаких космических костюмов в фильме делать теперь не нужно, а то “через тридцать лет над нами будут смеяться”»8.
Художнице по костюмам все время приходилось разрываться между ограниченными возможностями советской текстильной промышленности и бескомпромиссностью режиссера: «Тарковский всегда требовал ощущения достоверности. Вещи в кино не должны быть новыми. [Главный герой фильма] Крис появляется в обычном повседневном костюме. Серый джемпер хорошо сочетается с кремовым цветом брюк и синим кожаным пиджаком. В то время кожу у нас не умели равномерно красить, поэтому куски, подобранные на фабрике, чуть-чуть отличались по оттенкам. Это выглядело, будто пиджак выгорел, но этот эффект и требовался. Окончательно фактуру пиджака завершило то, что снимать Криса начали со сцены на веранде дома, где герой стоит под проливным дождем. Намокший кожаный пиджак точно лег по фигуре»9.
![](http://tarkovskiy.gosfilmofond.ru/wp-content/uploads/2022/08/gczmk-kp-4931-2.-i-2967.-fomina-n.e.-eskiz-kostyuma.-sartorius_1-558x1024.jpg)
![](http://tarkovskiy.gosfilmofond.ru/wp-content/uploads/2022/08/gczmk-kp-6068.-i-4346.-fomina-n.e.-eskiz-kostyuma.-devochka_1-464x1024.jpg)
Несмотря на то, что это не входило в обязанности Фоминой, Тарковский часто просил ее присутствовать на съемочной площадке: «Сиди здесь. Шей, вяжи, читай, но из павильона не уходи»10. Желая понять, почему режиссер требует ее постоянного присутствия, она спросила о причинах его жену Ларису и получила пространный ответ: «Когда тебя нет, он нервничает»11. Неудивительно, что Фомину можно заметить на фотографиях со всех съемочных площадок фильмов Тарковского 1970-х годов: «Сложные темы сценариев Тарковского всегда заставляли меня находиться на съемочной площадке. Я привыкла не доверять костюмеру, а делать все сама. Всегда возникали какие-то поправки в состоянии костюмов в той или иной сцене. Тарковский мог что-нибудь изменить в процессе съемок, поэтому мое отсутствие его тревожило»12.
Впрочем, даже дружеское расположение со стороны режиссера не спасало Фомину и ее коллег от его гнева: «Помню страшный скандал, который Тарковский закатил художнице по костюмам Нэлли Фоминой по поводу пальто писателя, — вспоминал Роман Калмыков о съемках «Сталкера». — Андрей не любил сам ходить в костюмерную, и художница с костюмершей приносили костюмы в его комнату. И вот они принесли пальто писателя. По сценарию это должно быть дорогое пальто преуспевающего, модного западного писателя. Тогда еще в картине все происходило на Западе, в неведомой стране. Нэлли Фомина придумала и сделала эскизы костюмов каждого из персонажей, работающие на основную задачу фильма.
На эскизе пальто выглядело вполне респектабельным и модным. Шили его чуть ли не в ателье ЦК КПСС, которое тогда считалось лучшим в Москве. Но то, что они пошили, совершенно не соответствовало эскизу художника по костюмам и тому, что Андрей представлял и хотел. В ателье эталоном считалось то, что нравилось партийным вождям: солидность, добротность, вальяжность, отдающие монументальной кондовостью. Андрей считал это пальто безобразным. Я помню его слова: “Это может быть хорошо для членов ЦК, но это не модное пальто западного писателя. Это какое-то уродливое и отвратительное подобие”»13.
![](http://tarkovskiy.gosfilmofond.ru/wp-content/uploads/2022/08/stalker_foto_gff-0009-1024x703.jpg)
Фоминой пришлось настаивать на том, чтобы пальто с ватной грудью, которое, по словам Цымбала, больше подходило для стояния на мавзолее, полностью перешили в соответствии с ее эскизом. У Тарковского был референс: пальто героя Дирка Богарда из картины Алена Рене «Провидение» — его придумал и создал Ив Сен-Лоран. Успешный западный писатель, которого играл Анатолий Солоницын, должен был носить что-то в этом роде. «Нужно не просто одеть актера, самое главное — костюм должен соответствовать образу героя», — подчеркивал режиссер14. Остальные костюмы режиссер придумывал вместе с художницей и принял без особых замечаний.
Несмотря на все сложности, сотрудничество с Тарковским прославило Фомину и открыло перед ней новые возможности: впоследствии она работала с Эльдаром Рязановым («О бедном гусаре замолвите слово»), Михаилом Швейцером («Маленькие трагедии», «Мертвые души», «Крейцерова соната»), Сергеем Бондарчуком («Красные колокола»), Андреем Кончаловским («Ближний круг») и многими другими известными советскими режиссерами. «Кинокартина “Солярис” была сложной по исполнению костюмов. Тов. Фомина прекрасно справилась с этой работой, — отмечал в своей характеристике Тарковский после завершения фильма, — костюмы полностью отвечают требованиям художественного решения фильма, их замыслу и исполнению, а также были отмечены художественным советом студии. Фомина Н.Е. отличается удивительной оперативностью в работе, самостоятельностью и большим художественным вкусом. Считаю, что ассистент художника по костюмам Н.Е. Фомина является прекрасным работником и ходатайствую перед бюро художников о ее тарификации на должность художника по костюмам»15.